mardi 18 mars 2014

Всероссийская научная конференция: Трансформации «левой идеи» в художественной культуре СССР и Франции


Уральский федеральный университет 
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Институт гуманитарных наук и искусств
Институт социально-политических наук
Межвузовский центр по преподаванию культурологии в технических вузах

Всероссийская научная конференция
Трансформации «левой идеи» в художественной культуре СССР и Франции

23-24 мая 2014 года
Ленина, 51, ауд. 314

В истории Новейшего времени круг феноменов, объединенных семантикой «левое», приобрел огромное значение. Возникли «левые» общественные движения, партии, организации, идеи, наконец, «левое» искусство. Пространство культуры — и западно-европейской, и русской, и советской, стало все больше определять себя через политические классификации. При всей спорности критериев идентификации конкретных явлений культуры по линии «левое/правое», очевидно, что в ХХ веке, особенно в период между мировыми войнами, искусство и политика пришли в беспрецедентное взаимодействие. Тесное переплетение радикальных художественных, эстетико-идеологических и политических проектов – характерная черта этой эпохи. Лидерами этого процесса, самыми заметными игроками были представители советского и французского авангарда. Обе стороны находились в ситуации сильного взаимного притяжения и интереса друг к другу. На конференции предстоит разобраться в роли «левой идеи» в тех социокультурных процессах, которые начались волной революций и закончились грандиозными победами одних и крахом других после Второй Мировой войны.

Мы предлагаем обсудить следующие вопросы:
- чем отличаются концепты «левого искусства» в СССР и Франции?
- как наполнялась семантика представлений о «политизации искусства» в СССР и Франции?
- какие способы сотрудничества, влияния, воздействия использовали «левые» советские художники и французские «левые»?
- какую игру вела власть с «левыми»? Каков итог этой игры?
- как использовались символические ресурсы французских интеллектуалов в идеологической стратегии советской власти?
- как менялись практики и стратегии «левых художников» на рубеже 1920-х – 1930-х годов?
- каковы идентификационные признаки «левого» или «правого» искусства?
- каковы организационные и институциональные формы «левого» искусства?
- какова роль философов/идеологов/теоретиков в позиционировании «левого» искусства?
- что произошло с «левой идеей» и ее носителями? Почему они перестали занимать доминирующие позиции в поле культуры? Можно ли говорить о «поправении» левых?

Заявки на участие в конференции - до 200 слов — присылаются до 20 апреля 2014 года.
По результатам конференции предполагается издать сборник статей.

Оргкомитет: 
Круглова Татьяна Анатольевна, доктор философских наук, профессор ИСПН, tkruglowa@mail.ru
Литовская Мария Аркадьевна, доктор филологических наук, профессор ИГНИ, marialiter@gmail.com